Наиболее частые вопросы
Какие симптомы наиболее характерны для синдрома Кушинга?

Клинические признаки гиперадренокортицизма весьма разнообразны. Частый симптомокомплекс – это полиурия/полидипсия. Полидипсия – состояние, когда потребление воды более 100 мл/кг в течении дня, и полиурия, которая определяется как продукция мочи 50 мл/кг в течение дня. Далее, из симптомов можно выделить полифагия, отвислый живот, алопеции, медленный рост шерсти, мышечную атрофию, одышку, неврологические симптомы.

Одним из «показательных» симптомов является дерматологические признаки заболевания. Кожа, особенно на вентральной стороне живота, тоньше и теряет эластичность. Вены живота выступают и легко заметны через тонкую кожу.

Чрезмерное выделение кортизола отрицательно влияет на один из циклов роста волос – анаген. Происходит истончение шерстяного покрова, что приводит к билатеральной симметричной алопеции. Голова, лапы и хвост обычно поражаются последними.

К сожалению теста, который мог бы на 100% подтвердить Ваши предположения, нет. Диагноз ставится ветеринарным врачом на основании характерных клинических признаков, результатов гематологических и биохимических исследований крови, анализа мочи, результатов УЗИ обследования, а также результатов ряда подтверждающих и дифференцирующих тестов.

Кортизол влияет на все виды обмена веществ в организме, оказывает противовоспалительное и иммуносупрессивное действие, способствует повышению давления и уровня глюкозы. Этот гормон крайне важен для нормального функционирования всех систем организма, поэтому его избыток или недостаток приводят к развитию серьезных патологий.

Для этого есть две основные причины. Первая, когда в гипофизе появляется опухоль, которая начинает синтезировать избыточное количество стимулирующего гормона (АКТГ). Это, в свою очередь, приводит к постоянной выработке повышенного количества кортизола в надпочечниках. Такая форма синдрома Кушинга встречается в 85-90% собак. В большинстве случаев опухоль доброкачественная, имеет маленькие размеры – несколько миллиметров, и она медленно растет. Поэтому симптомы заболевания обычно развиваются долго: от нескольких месяцев до нескольких лет.

Второй причиной бывает опухоль, которая появляется в одном или обоих надпочечниках и непосредственно производит большое количество кортизола. Такая форма синдрома Кушинга встречается у 10-15% собак. При этом опухоль надпочечников часто является злокачественной и довольно быстро растет, поэтому симптоматика заболевания развивается гораздо быстрее – за несколько месяцев.

Существует еще одна разновидность синдрома Кушинга – так называемый ятрогенный синдром. Он возникает в результате длительного лечения собаки гормональными препаратами, такими как преднизолон, дексаметазон, дексафорт, метипред и т.п. При этом развивается такая же симптоматика, как и при спонтанном заболевании.

Информативность тестов – около 80%, всегда остается вероятность ложно отрицательных тестов. При наличии устойчивых клинических признаков гиперадренокортицизма, наличии увеличенных надпочечников на УЗИ, динамические тесты желательно повторить через 6-8 недель.

Если у Вас присутствует хоть минимальное подозрение, уже стоит вести животное к ветеринару. Согласно нашему тесту, наличие 3 и более симптомов сигнализирует о том, что пора обратиться к специалисту.

Да, у любой, но есть и более предрасположенные: таксы, пудели, джек-рассел-терьеры и стаффордширские терьеры. У собак крупных пород (весом больше 20 кг) чаще развиваются опухоли надпочечников.

Если собака старше 5 лет – значит она в группе более повышенного риска. Гиперадренокортицизм надпочечникового происхождения встречается у более пожилых животных со средним возрастом 11-12 лет. Гипофизарный гиперадренокортицизм может встречаться раньше, в среднем в 7-9 лет.

Базальный кортизол никогда не нужно использовать для диагностики гиперадренокортицизма. У него могут быть выраженные колебания в течение короткого промежутка времени. По этой причине назначаются динамические тесты. Но их диагностическая значимость высока только в том случае, если у Вашего питомца достаточно клинических симптомов, чтобы подозревать синдром Кушинга.

У гиперадренокортицизма различают три основные формы:

Адренальное-новообразование надпочечников, оно может быть вылечена операцией – адреналектомией, проведенной опытным хирургом.

Ятрогенный гиперадренокортицизм – вызванный применением стероидов. Он в большинстве случаев излечим при отмене стероидов.

Гипофизарный гиперадренокортицизм – вызывается опухолью гипофиза. К сожалению, операции по удалению опухоли гипофиза связанные с высокой смертностью и серьезными осложнениями в послеоперационном периоде и поэтому применяются редко. Для купирования клинических признаков, вызванных избытком стероидов, эффективно используются препараты на основе трилостана. Большинство собак очень хорошо реагируют на все методы лечения синдрома Кушинга. Подавляющее большинство владельцев также остались довольны результатами лечения.

Кошки болеют гиперадренокортицизмом, но значительно реже собак. Это очень очень редкая патология для кошек. 2/3 кошек с гиперадренокортицизмом страдают от сахарного диабета. Плохо поддающийся контролю сахарный диабет при наличие других признаков может заставить владельца заподозрить гиперадренокортицизм у кошки.

С эндокринными нарушениями никогда не стоит заниматься самолечением. Есть много других заболеваний, которые могут протекать с симптомами повышенной жажды, мочеиспускания или облысения, которые лечащий врач Вашего питомца должен исключить прежде, чем приступить к диагностике гиперадренокортицизма. Дозировка трилостана должна также подбираться врачом, поскольку она может очень отличаться от пациента к пациенту: от 1 до 20 мг/кг.

Наиболее частыми сопутствующими пробелами являются сахарный диабет, протеинурия и артериальная гипертензия. Обсудите с лечащим врачом Вашего питомца, как их лучше мониторировать и держать под контролем.

Совсем нет. Например, повышенный уровень кортизола способен снижать до 70% показателей гормонов щитовидной железы, поэтому у пациента с синдромом эутиреоидной патологии легко неправильно поставить диагноз гипотиреоз.

Половые гормоны имеют диагностическое значение в репродуктивном скрининге, но не для исключения гиперадренокортицизма.

Нет, гормоны не должны застосовуватися для лечения гиперадренокортицизму. Для лечения синдрома Кушинга используется препарат, содержащий трилостан – это аналог синтетического стероида, который активен при пероральном применении. Трилостан обратимо блокирует фермент 3-β гидроксистероид дегидрогеназу, мешающий превращению предшественника кортизола в кортизол.